Главная » Методическая копилка » Мои статьи

Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Музейная педагогика как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность

В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. К сожалению, приходится констатировать, что материальные ценности стали все больше доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности, патриотизме. В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. Воспитание чувств патриотизма у дошкольника – процесс сложный и длительный, требующей от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному городу, к своей стране.

На формирование опыта оказали следующие факторы: изучение методической литературы, изучение опыта коллег и наличие огромной коллекции музейных экспонатов Федорова Анатолия Владимировича по космической тематики в нашем детском саду, которые вошли в основу мини–музея «Космос». Он содержит постоянные и сменные композиции разнообразные по форме и содержанию: это макеты планет солнечной системы, первого искусственного спутника Земли, модели роботов и летательных аппаратов, снаряжение космонавта (скафандры, шлемы), макеты космических кораблей, а также макет пульта управления, детские поделки рисунки и многое другое.

 

Дети с удовольствием посещают мини – музей, слушают интересные рассказы, рассматривают и играют с экспонатами

 

                               Теоретическое обоснование педагогического опыта

 

Анализ педагогической литературы позволил мне утверждать, что в последние годы стали активно возрождаться лучшие традиции, появились новые подходы в решении проблем нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и истории следует начинать с дошкольного возраста, когда ребенок стоит на пороге открытия окружающего мира. Средства музейной педагогики, взаимное партнёрство, сотрудничество с родителями в ходе воспитательно-образовательного процесса позволяют расширить духовно нравственные представления детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, живущими, работающими, рядом.

Вплотную занимались и занимаются проблемами нравственности наши современники – педагоги, психологи, философы. Осмысливая проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста современные исследователи значительное место отводят разным аспектам нравственного воспитания: формирование культуры поведения – С.В. Петерина; формирование гуманных отношений – Виноградова А.М., Воробева М.В., Буре Р.С., и др.; формирование любви к Родине – Козлова С.А., Беляева Л.И., Виноградова Н.Ф., Жуковская Р.И., Суслова Э.К.; воспитание нравственно-волевых качеств – Суровцева А.Р., Демурова Е.Ю., Буре Р.С., Стародубова Н.А и др.

Цель моей работы в данном направлении:

  • формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.

Задачи:

  • привлечь родителей к культурно–досуговой деятельности детского сада;
  • расширить кругозор детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности;
  • собрать информацию по заданной теме;
  • развивать познавательную активность детей;
  • приобщить дошкольников к общечеловеческим ценностям;
  • воспитать у детей интерес к культуре своих предков, культуре предков России и мира;
  • воспитать у дошкольников основы толерантности;

Технология педагогического опыта

Космос – это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывает интерес у детей и дает возможность многосторонне развивать личность дошкольников, исторический материал даёт возможность ребенку узнать о событиях, происходящих задолго до их рождения. И испытать чувство гордости за свою Родину. Видя заинтересованность, которую проявляют дети к космосу, я решила продолжать и расширять космическую тему.

 

Мной было разработано перспективное планирование работы.

 

Тема цикла занятий

Образовательная область

Цель занятия

Месяц

1.

Диагностика

 

Занятия 1.«Вселенная»

2. Конкурс «Парад планет»

Познание, коммуникация

Обогатить и расширить представления и знания детей о науке, о космосе.

Дать элементарное понятие о планетах.

 

Сентябрь

 

Октябрь

2.

Коллективная аппликация «Солнечная система»

 

Художественное творчество

Закреплять представления путём ручного труда

Октябрь

3.

«Космические явления и объекты»

 

Познание

коммуникация

Продолжать давать представления о Космосе, активизировать речь в играх. Ознакомление с космическими явлениями и объектами

Октябрь

4.

Создание из конструктора «Ракета»

 

Конструирование Познание

Развивать творческое начало, учить применять различные игровые материалы в игре.

Ноябрь

5.

Рассматривание сюжетных картинок

 

Познание, коммуникация, использование стихов, загадок на данную тему

Формировать логическое мышление с помощью загадок.

Ноябрь

6.

Открытие мини-музея «Космос»

Коллективная работа

 

 

 

Художественное творчество

Продолжать совершенствовать умение работать в сотворчестве с педагогом, развивать навыки аккуратности в работе

Декабрь, январь

7.

«Человек и Космос»

Познание, коммуникация, использование стихов, загадок на данную тему

Ознакомить детей с астронавтами, рассказать о скафандре, обсудить, почему эта профессия опасна

февраль

8.

Игра «Запуск космического корабля»

 

 

 

 

 

 

 

 

Познание

коммуникация

Воспитывать умение договариваться между собой, организованность, чувство коллективизма.

Способствовать формированию у детей потребности быть здоровы.

Продолжать расширять представления о здоровом образе жизни.

Воспитывать у детей желание заботиться о своём здоровье.

 

 

 

 

 

 

 

февраль

 

 

9.

Оригами «Ракета»

 

Художественное творчество

 

 

Развивать мелкую моторику рук.

 

март

10

Выставка рисунков по теме

 

Художественное творчество

 

 

Закрепление навыков работы в изодеятельности

 

апрель

11.

Диагностика

 

 

 

. Составление плана на новый учебный год

Апрель - май

 

После занятия в мини-музее дети стали проявлять интерес: задавать вопросы, предлагали сходить на экскурсию не только самим, но родителям и друзьям, использовали в играх полученные знания. У детей появилась потребность узнать больше о космосе. Необходимо было продумать работу в этом направлении. В нашей группе было проведено анкетирование среди родителей , и мы выяснили, что тема космоса интересна не только детям, но и их родителям. Мы создали в группе мини-библиотеку о космосе.

 

Дети, которые посещали мультстудию ТаРаРаМ , в котором я являюсь одним из организаторов и активным участником, предложили снять мультфильм на космическую тему. И мы с увлечением взялись за работу .

Также нами был создан лепбук «Космическое путешествие». Дети могут использовать его самостоятельно в процессе игровой деятельности или вместе со взрослыми в процессе непосредственно образовательной деятельности.

Успех патриотического воспитания на базе нашего музея во многом зависит и от родителей, семьи, той атмосферы, которая царит дома.

Мы стремимся к тому, чтобы в результате нашей работы у ребенка появилось или укрепилось сознание собственной индивидуальности, повысилась самооценка, чтобы он почувствовал интерес и уважение к себе со стороны окружающих, как взрослых, так и ровесников.

Трудоемкость опыта.

Не в каждом детском саду есть мини-музей. От педагога требуется желание для изучения методической литературы. Материал доступен для педагогов ДОУ различного уровня.

Доступность опыта.

Опытом своей работы я делюсь с коллегами: провожу открытые просмотры НОД, выступаю на семинарах, принимаю участие в педсоветах, провожу мастер-классы, выкладываю свои материалы на своём сайте в интернете

 

Список литературы.

 

1.​ Антонов Ю.Е., Левина Л.В. Как научить детей любить Родину. –М:, АРКТИ, 200,

2. Васильченко Н.Р. Нравственно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики / Н.Р.Васильченко — Дошкольная педагогика, №5, 2009.

3.Виниченко В. Ребенок в пространстве музея / В.Виниченко — Дошкольное воспитание, 2003, № 5.

4.​ Дыбина О.В. Что было до… Игры – путешествия в прошлое предметов. - М.: ТЦ Сфера, 2001.

5.​ Журналы «Дошкольная педагогика».

6.Карачунская Т.Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ. Интегрированные занятия / Под ред. К.Ю.Белой, Т.С.Комаровой. — М.: ТЦ Сфера, 2005.

7.​ Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина? (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ). - М.: ТЦ Сфера, 2004.

8.Лашкина Н. Дети в музее / Н.Лашкина -Дошкольное воспитание, 2005, № 2.

9.Нестеренко Н. Мини-музеи в ДОУ/ Н.Нестеренко — Обруч, № 6, 2000. стр.

10.Пастухова И. Домашний музей / И.Пастухова — Дошкольное воспитание, 2008, № 4.

11. Попова И.А. О диалоге музейной и семейной педагогики в практике дополнительного образования дошкольников / И.А.Попова — Управление ДОУ, 2006, № 5.

12.Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду / Н.А.Рыжова, Л.В. Логинова, А.И.Данюкова — М.: Линка-Пресс, 2008.

13.Рыжова Н.А. Развивающая среда детского сада / Н.А.Рыжова — М.: Линка-Пресс, 2003.

14.Столяров Б. Педагогическая деятельность музея / Б.Столяров -Дошкольное воспитание, 2002, № 11.

15.Тихонова О.Г Дошкольнику о музейной культуре: Методическое пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей / О.Г.Тихонова. — М.: АРКТИ, 2006.

16.Чумалова Т. Основные принципы музейной педагогики / Т.Чумалова -Дошкольное воспитание,2008, №3.

 

 

 

 

Категория: Мои статьи (28.02.2017)
Просмотров: 162